Публикации

7 цветов развития ребенка или… человеческого общества

Автор: Юлия Лукашенко

 

БЕЖЕВЫЙ

Любая женщина, которой посчастливилось стать матерью, помнит появление на свет своего дитя. Помнит этот теплый маленький комочек, только что бывший с ней единым целом, и вдруг… ставший отдельным человечком…

Да, ведь это уже человек, со всеми правами и свободами, со своим телом и душей, своей судьбой и жизненными задачами.

Но в тот момент, это просто маленький комочек, для которого его мама – ВСЕ, целый мир, без которой он не сможет прожить и дня. Его мама это его защитница и… пища, его богиня и теплое покрывало, это его мир полный любви и заботы. В идеале.

Маленький ребенок абсолютно беспомощен, даже не может как следует  сообщить о своих потребностях, но уже нуждается в их удовлетворении.

На этом этапе развития человека действуют самые глубинные силы природы, инстинкты выживания и самосохранения. Диктат тела, но не разума.

Такова первая ступень развития человека (пока еще совсем крошечного), если представить всю нашу жизнь в виде лестницы или спирали.

С точки зрения общества, социализации - человек одинок. Он почти ни на что не влияет. Поесть и не быть съеденным – вот основные заботы. «Хватай и беги» - девиз этого уровня развития.

И если бы вдруг кто-то спросил, какова основная ЦЕННОСТЬ на этом уровне – ответ был бы однозначным – безопасность.

Условно раскрасим эту ступень или спиральный виток в бежевый цвет.

 

ФИОЛЕТОВЫЙ421252

Но малыш растет. Ему кажется, что мир полон магии, и его жизнью управляют большие и сильные покровители – его родители. Для него они как боги для древних племен.

Его мир пока очень прост. Конкретное действие порождает конкретную реакцию. Если он чего-то хочет, нужно только попросить, и удивительные большие существа все ему дадут.

В возрасте 2-4 лет ребенок и его семя – единое целое, он не отделяет свое «я» от  родителей.

Наивысшая ценность в этом возрасте – принадлежность к семье.

Если ребенок лишается семьи до 4 лет, вся его жизнь идет совсем по-другому. Возможно, физически он и не погибнет, но все мы знаем какова жизнь детей, выросших в детских домах, без родителей.

Даже если в этом возрасте вдруг пропадает один из родителей (к примеру, происходит развод), ребенку наносится колоссальная психологическая травма. Она может быть вовсе не заметна на поверхности.  Но подсознание маленького человечка устроено так, что он, скорее всего, будет считать СЕБЯ виноватым в случившемся.

«Боги» не могут быть несовершенными, не могут ошибаться, а значит, если «папа больше не хочет его видеть», а именно так обиженные матери часто сообщают своим детям причину отсутствия отца, значит «это ОН (ребенок) сделал что-то не так»…

В масштабе общества, цивилизации эта стадия развития выглядит как первобытнообщинный строй с сильными шаманистскими культами и верой в духов предков.  Будучи изгнан из племени одинокий человек не может рассчитывать на сколь-нибудь длительное существование. Быть частью сообщества – залог выживания, а значит и цель существования.  И за это приходиться платить личной свободой.

Вопрос о причинах бытия впервые появляется именно здесь. Здесь же человек впервые социализирован. Он часть племени. Племя защищает его от небезопасного внешнего мира, от злых духов. Действие может иметь только однозначный результат.  Если у шамана что-то не сложилось, значит, злые духи оказались сильнее, и просто нужна дополнительная жертва богам.

Это время мистики и верований, но не ВЕРЫ.

Детские желания пока упираются в "НЕ МОГУ", в подсознательное понимание своей полной зависимости от родителей.

Назовем этот виток спирали развития - фиолетовым

 

КРАСНЫЙ277abbb24e945e64fe4c280ab79d56e3

Период детского эгоцентризма. В возрасте 4-7 лет действиями ребенка управляет его своенравное «хочу». Только более сильное, контролирующее начало (родитель) может заставить его признать потребности других людей.

Все мамы и папы помнят, сколько «неприятностей» может доставить детское «Я сам!». Посуду придется перемыть или выбросить, так как она будет разбита, вы обязательно опоздаете на спектакль, если проявите колоссальное терпение и позволите своему ребенку САМОСТОЯТЕЛЬНО завязать шнурки и т.д и т.п.

Ну а уж если чаду что-то приглянулось в магазине, а у вас нет времени спокойно объяснить ему невозможность покупки, или хотя бы просто отвлечь…, истерика обеспечена.

Ребенок проверяет родителей на прочность их решений, а себя на смелость. Ценность этого периода – власть.

В истории так себя проявляли молодые варварские государства и кочевые народы, стремящиеся к завоеваниям. «Я получу это только потому, что ХОЧУ этого ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС», последствия и риски не просчитываются.

Лидер племени вдруг обнаруживает, что может иметь все доступные блага, не работая наравне с остальными, только потому, что он лидер (шаман, вождь и т.д. и т.п).

Но не все так плохо. Именно  качества сильного лидера сплачивают вокруг него сообщества, заставляют открывать и завоевывать новые территории, захватывать в плен рабов, увеличивать богатства отдельных групп. «Свободные первооткрыватели» - красные лидеры.

Просто подавляя в своем ребенке эти порывы, вы рискуете вырастить зажатого тихоню и рохлю, или еще хуже, подхалима и труса.

Как бы ни был труден для родителей ЭТОТ период развития их ребенка, он должен быть пройден. Ребенок агрессивен не потому, что он хочет вас обидеть или разозлить. Он растет, меняется химия его мозга, изменяется его гормональный фон, преобладает гормон агрессии адреналин.

Еще большая сила, вот что может решить проблему: «вот позову старшего брата, папу… и он тебе покажет…».

В истории такой сверх силой стала инквизиция. Только угроза «гнева господнего» смогла хоть как-то приостановить бесчисленные войны средневековья. Божества «фиолетового» превращаются в  единого бога с едиными правилами для ВСЕХ. И если ты другой веры, ты будешь уничтожен. Таков переход из «красного» уровня развития в «синий».

 

СИНИЙimage-57

Период упорядочения. Ребенок  7-12 лет открывает для себя нормы и правила, учится контролировать себя и сдерживать свои желания, чтобы уживаться с другими, замечает, что если он выполняет все, о чем его просят, он получает вознаграждение и довольно неплохое. Так почему бы не попробовать делать все правильно?

Самой большой ценностью в этом возрасте становиться возможность  и необходимость соблюдать правила, быть КАК ВСЕ, быть частью «стаи» и получать от этого ее защиту, принятие и одобрение.

У половина класса Айфон? Как вы думаете, что ваш ребенок попросит на день рождения?

Маленький человек стремится привести в порядок мысли и чувства – в обществе эта стадия соответствует периоду формирования современных государств и мировых религий. Жизнь в рамках закона, требований морали – залог стабильности, уверенности в завтрашнем дне. Все предсказуемо и рассчитано. Рождение, учеба, поступление в вуз, работа, желательно одна до пенсии, дети, обеспеченная старость.

На этом уровне впервые появляется ВРЕМЯ. Если я голоден, я пойду работать в поте лица, и да воздастся мне за это (когда-нибудь потом, возможно после смерти).

Жертвенное сознание типа «МЫ». Жизнь трудна, не терпит свободомыслия и непохожести. ФИОЛЕТОВЫЙ страх оказаться вне общества подкреплен на законодательном уровне. Что является грехом, а что добродетелью решают избранные лица или «помазанник божий». Шаг влево или вправо – инакомыслие – наказуемо и неприемлемо.

Теперь ребенку уже не столь важно быть частью семьи. Гораздо важнее принадлежать к группе таких же, как он, сверстников, разделять их увлечения, жить по ИХ законам и правилам, подчиняться ИХ требованиям.

И если на «красном» уровне все детские намерения и желания укладывались в эмоциональное, но неконструктивное ХОЧУ, то теперь, ваш ребенок задается вопросом, КАК достичь желаемого? Наиважнейшая ценность – стабильность.

Для родителей это очень не простой период. Ребенок впервые делает попытки уйти из семьи, принимать самостоятельные решения вместе с последствиями этих решений. Не давая ему возможности это делать, стремясь проконтролировать каждый его шаг, (конечно же, из лучших побуждений и любви), мы рискуем вырастить человека неспособного жить в обществе, не имеющего навыков общения и, как следствие, боящегося отношений.

 

ОРАНЖЕВЫЙimage-36

Наступает период индивидуализма. Подросток ищет свое «Я», пробует силы, проверяет границы своих возможностей.

Начинается  этот виток развития у каждого в СВОЕ время. Нет четких возрастных границ. Чей-то ребенок начинает идти к своим целям в 10 лет, а чей-то и в 18 остается просто маминым и папиным сыном или дочерью.

Критерий – относительная самостоятельность. Подросток самостоятельно ПЕРЕОТКРЫВАЕТ для себя мир. Для успеха у него есть все: его разум и свобода воли, время и жажда действий.

Основное отличие стремлений этого уровня развития от предыдущего – лучшая жизнь здесь и сейчас, не в загробном мире, ни «когда станешь взрослым», а сегодня, «пока молодой». И инструментом достижения этого является РЕЗУЛЬТАТ.

«Я попытаюсь». Подросток пробует, часто меняет увлечения, хватается за все на свете.

Если, будучи голодным на бежевом уровне, без родителей он бы умер, на фиолетовом – получил бы столько пищи, сколько может добыть его семья, на красном - мог бы отнять чужую еду, на синем должен был бы заработать пищу своим трудом, то сейчас: «я голоден — ...а почему бы не сделать из этого бизнес? Открою-ка я ресторанчик».

Мало-мальски креативный мозг, зажатый жесткой системой «синих» правил однажды «взрывается», требуя свободы мысли, личности, творчества. Быть лидером – потребность «оранжевого». ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ – девиз.  Во главе угла материальные ценности.

Но за них уже никто никого не «убивает», уже нет драк и синяков. Есть споры, безкомпромисное отстаивание своего мнения, манипулирование и шантаж.

Такое поведение характерно и для обществ Нового времени, жизнь в которых определяют риск, преобразование мира, получение прибыли и конкуренция.

Искусство, переговоров, способность к выбору более эффективной стратегии, бизнесовая хватка, научный подход – приметы этого времени. «Выбор без выбора», предоставляемый покупателю считается не манипуляцией, а искусством маркетинга, ценится достижение целей и получение благ, приобретение и обладание. Декларируется равенство возможностей  и измеряемые, количественные подходы к решению проблем, даже если они касаются сферы человеческих отношений.

«Оранжевые» так сильно стремятся к успеху, что могут, походя не заметить, как ради получения результата теряют близких друзей, рвут отношения с родственниками.

Проблема «оранжевого» в том, что он не видит влияния своих действий в перспективе, может не заметить, что в погоне за материальными благами остался в одиночестве.

Единственный шанс родителя пройти успешно этот этап развития своего ребенка – поддержка его начинаний и ОТПУСКАНИЕ его в свободное плавание.

Он НЕ сможет научиться на ВАШИХ ошибках. Ему необходимо сделать свои.

 

ЗЕЛЕНЫЙ09

Ваш ребенок вырос. Если он достиг этого уровня развития, то перед вами полноценный, осознанный взрослый.

Теперь человек ценит межличностные связи и общение больше материального благосостояния, предпочитает убеждение применению силы, мягкость холодному рационализму, чувственность объективности.

Наивысшей ценностью ЭТОГО периода развития, этого этапа становления мышления являются взаимоотношения

ТОЛЬКО группа близких людей, которых ценит человек, может определять модели поведения человека в обществе. Имея основательный тыл, поддержку в лице семьи и ближайшего окружения человек отвечает «Могу», приходящим к нему жизненным вызовам.

С точки зрения детскородительских отношений вновь возникает опасность манипулирования, НО уже с другой стороны, со стороны родителей. Поглощенные своими целями и стремлениями, мы способны НЕ ЗАМЕТИТЬ, что ребенок в угоду нам отказывается от собственной жизни.

В силу жизненного опыта родительские манипуляции много тоньше и изощреннее. В многочисленных психотерапевтических практиках не раз длительные серьезные заболевания матерей и более старших родственников оказывались психосоматическими, то есть. Родитель неожиданно полностью выздоравливал, будучи лишен, в силу непреодолимых жизненных обстоятельств заботы младшего поколения.

В обществе «Зеленое» сознание типа «МЫ», объединенное не синей системой правил, а общей системой ценностей (к примеру – вегетарианство) сегодня наблюдается только в высокоразвитых Европейских странах.

Часто его достигают лишь к 40-50 годам. Когда несущийся в жизненном потоке, человек ВДРУГ понимает, что все к чему он до сих пор стремился, все, что ГНАЛО его все быстрее и быстрее вперед обладает гораздо меньшей ценностью, чем семейный пикник на лоне природы, чем медитация на берегу озера в лесной глуши. Человек ВДРУГ понимает, что его собственные чувства и переживания имеют ничуть не меньшую ценность, чем будущий контракт или открывшаяся вакансия. Так в системе человеческого мышления появляются «зеленые» социоцентрические  ценности.

Быть талантливым художником может как миллионер, ток и БОМЖ. Но это становится заметно только на «зеленом» уровне. Здесь впервые появляется духовность. Люди впервые тратят деньги не для получения прибыли, а для того что бы создать что-то действительно нужное обществу.

Опасность в том, что стремясь учесть мнение всех и каждого «зеленое» сообщество кране медленно принимает решения. Ход событий замедляется, рискуя превратиться в болото.

 

ЖЕЛТЫЙimagesd

Только взрослый. И вновь, возраст не имеет никакого значения, важен способ мышления и система ценностей.

Сегодня можно встретить молодого человека 25 лет, полностью удовлетворяющего всем критериям этого уровня развития и  80-летнего консерватора, застрявшего на уровне правил (синий).

«Желтые» совсем другие. Впервые в сознании человека появляется принятие всех других способов мышления. Появляется способность к адекватному взаимодействию с представителями всех предыдущих уровней развития.

Мало того, представитель этого уровня может сам на время «стать» другим. Чопорным «синим», агрессивным «красным», оптимистичным «оранжевым», слегка высокомерным «зеленым». Но все эти ипостаси – лишь краткая роль для человека с «желтым» мышлением. Если для достижения его целей необходима оранжевая коммуникабельность, желтый мгновенно превратится в «рубаху-парня», способного очаровать любого. Но, как только цель будет достигнута, перед вами может оказаться нелюдимый, замкнутый «бука».

Гибкость и спонтанность имеют здесь наивысший приоритет. Жить  в условиях неопределенности естественно для человека с «желтым уровнем» мышления. Независимость, свобода, достоинство, компетентность — вот единственные ценности «желтого» мира. Обитатель этого мира — мастер стратегии win-win («выигрыш-выигрыш»). Для «красных» этот подход непонятен и неприемлем, «синие» допускают договоренность, компромисс на основе правил, «оранжевые» — временный компромисс для  набора сил на следующий рывок в игре, «зеленые» — компромисс ради гармонии. И только для «желтых» win-win — это не компромисс, а реальное нахождение взаимного выигрыша.

Материальные ценности на этом уровне не имеют особого значения, так как даются легко.

Скорее всего вы и не поймете, что ваш ребенок уже достиг подобного, так как на каком бы уровне развития не находились вы сами, он несомненно сможет к вам приспособиться, не теряя при этом собственных целей и ориентиров.

Можно лишь предполагать и догадываться, что ваше чадо мыслит по-другому. Возможными признаками «инакомыслия» являются:

Способность «младшего» подолгу находиться в одиночестве, не теряя при этом коммуникативных навыков, не нуждаясь в общении, деньгах или еще чем-либо внешнем;

Способность к полному игнорированию всех статусов и рангов;

Непредсказуемость. Еще сегодня вечером вы мирно сидите на кухне за чашечкой чая, а на утро обнаруживаете записку, что сын (дочь) отменили все свои дела, чтобы удовлетворить вдруг возникшую непреодолимую тягу прогуляться по Елисейским полям, или завербовались на полгода волонтером в какую-либо спасательную миссию и т.д. и т.п.

В обществе пока не так много подобных людей, а, быть может, мы их просто не замечаем, так как не доросли до их уровня…?

 

БИРЮЗОВЫЙ1

Те, кто дочитал до этого места, уже наверняка поняли, что речь идет о целой системе развития мышления, обществ, государств, бизнеса, ну просто ВСЕГО.

Теория называется «Спиральная динамика». Автор теории – американский профессор психологии Клер Грейвз 30 лет исследовал вопрос развития и мотивации человеческой деятельности.

И вот к какому выводу он пришел: человечество в целом,  компании и бизнес, человек как личность проходят одни и те же этапы развития. Этапы развития человеческого мышления.

Спираль – основная структура этого движения.

На сегодняшний день известно 8 уровней спирали. Ключевыми отличиями уровней друг от друга являются ценности, мотивы и поведение человека, предсказуемые с точностью до реакции.

 

«Бирюзовый» — холистический уровень всеобщего единства.

НЕТ РАЗНИЦЫ МЕЖДУ «Я» И «МЫ». Об этом говорил Будда тысячи лет назад, об этом говорят современные физики. И мы и мир состоит, фактически, из пустоты между ядром и электронной оболочкой атомов вещества. Плотный мир — не более чем способ нашего восприятия, вокруг есть только энергия, и наше сознание делает ее «плотной».

Ценности этого уровня – всеобщее, планетарное благо. «Я» – обладает уникальностью, и вместе с тем является частью большего. Интуитивное мышление, деятельность в духе сотрудничества. ДУХОВНОСТЬ.

Какими будут наши дети, достигнув ЭТОГО уровня мышления? Увидим ли мы их такими? Вопросы, вопросы, вопросы….

Мир высоких психологических и социальных технологий, духовных учений и практик. Здесь 1+1 не равно 2, а качественно больше.

Быть может, человечество уже достигало подобных высот, и почему-то было далеко отброшено в прошлое.

Сегодня слова ДУХОВНОСТЬ, трансцендентность знакомы все большим слоям населения. И именно нашим детям придется жить в этом непонятном пока грядущем.

Мы, как родители, конечно же хотим им счастья. Именно поэтому я здесь пишу на столь возвышенные, иногда очень далекие от жизненных реалий темы.

Мы ДОЛЖНЫ видеть картинку СВЕРХУ, чтобы если и не помочь, но хотя бы не мешать нашим детям.

snimok_ekrana_2014-12-18_v_14.35.27_1418902556

Наверняка вы уже хотите определить, а к какому уровню мышления относитесь вы сами или ваш ребенок?

Наверняка хотите понять, а что собственно дает это знание, применимо ли оно на практике?

Однозначно ДА.

О взаимоотношениях между людьми с различными уровнями мышления ждите публикаций на моем блоге.

Кто хочет узнать свой уровень мышления, присылайте заявку, и я  обязательно свяжусь с вами и вышлю ссылку на тест.

Так же, узнать свой преобладающий тип мышления, осознать его влияние на ВСЕ В ВАШЕЙ жизни можно на моей индивидуальной консультации или в игре «Интеграция»

 

 

 

 

1 Comment

  • David

    {Униkaльное

  • Оставить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Обед в эпоху перемен

    Автор: Юлия Лукашенко. Тебе объявили о сокращении твоей должности. …

    …о чем обычно принято молчать…

    Автор: Юлия Лукашенко Что может быть прекраснее, чем безусловная любовь …